Луиджи Руссоло. Искусство шумов, 1913.
"Искусство шумов" - удивительный документ, определивший и вдохновивший развитие таких современных музыкальных стилей как noise, ambient, industrial, musique concrete и других, которые стали бурно развиваться лишь в 70-х годах прошлого века - спустя 60 с лишним лет, после того, как Руссоло разработал "теоретическую базу".
Манифест был написан в 1913 году в виде письма композитору-футуристу Франческо Балилла Прателла. В письме Руссоло говорит о том, что почти все возможности классического оркестра уже давно ограничены и надо существенно расширять тембровую палитру музыки. В качестве новых тембров он предлагал использовать звуки современных машин, звуки города, звуки заводов и фабрик. Руссоло хотел, что бы шумы машин и городской жизни стали тембрами из которых состоит новая музыка.
Начиная с 1913 года Руссоло делает футуристический переворот в сфере музыки. Он утверждает, что „шум" является единственным элементов, позволяющим создать музыку действительно современную и согласующуюся с принципами футуризма. В 1913 году свет увидел преинтереснейший труд гения, названный "La pittura dei suoni, rumori, odori", в котором экспериментатор рассматривает особый вид искусства, могущий восприниматься сразу тремя органами чувств: зрением, слухом и обонянием. С этого момента и начинается витиеватый путь на поле шумовых чудес культового изобретателя от мира авангарда.
Итальянец подробнейшим образом изучал и исследовал все звуки: свист гильз, вылетающих из винтовок, громыхание грязных двигателей допотопных авто начала 20-го века, скрежет металла на заводах — любая мелочь, оставшаяся бы незамеченной простым смертным, вызывала в сознании поэта живой отклик, заставляя творить "искусство шумов", позже названное нойзом и породившее конкретную музыку. Следует отметить влияние гения на зарождение эмбиента, но наиболее значимый вклад синьор Руссоло внес, конечно же, в плоскость антимузыкальную, т.е. он сотворил около столетия назад тогда еще не возникший в природе жанр, который сейчас мы привычно обзываем нойзом.
Футурист Руссоло, будучи истинным пророком, смотрел исключительно в будущее, предвидя правильность экспериментального подхода в музыке, требующей "встряски" для дальнейшего развития. "Встряски" синьор Луиджи устраивал регулярно, сотрудничая с художником Уго Пьятти, помогавшим итальянцу разрабатывать концепцию интонарумори. Интонарумори (генераторы шума) представляли из себя струнно-щипковый механизм шарманки; механизм, сочетающий в себе особенности гитарного слайда и игры на камаке – индийском струнном ударном инструменте. Очевидно, что для тех времен подобные изыски были понятны единицам, посему концерт Руссоло в лондонском "Колизее" оказался ожидаемо неудачным, но это лишь сподвигло итальянца продолжать заниматься любимым делом дальше. К сожалению, все эти уникальные инструменты были утеряны во время Второй мировой войны. В 1941 и 1942 гг. Руссоло начал писать картины снова, в стиле, который он сам обозначал как «классический модернизм».
Луиджи Руссоло умер 4 февраля 1947 года.